Вход на сайт
•   09.01.2018 09:00 О фактах незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ просим сообщать в прокуратуру области по телефону «горячей» линии 523-523   
Главная » Прокурор разъясняет

Информационно-справочное пособие "КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА" - 4


Дата: 22.05.2015

НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Куда обращаться, если вам не выплачивают зарплату?

Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

За нарушение работодателем указанных требований трудового законодательства, в том числе за невыплату заработной платы, установлена административная и уголовная ответственность.

В случае невыплаты заработной платы гражданин вправе обратиться с заявлением в органы прокуратуры и Государственной инспекции труда, а в случае задержки заработной платы свыше двух месяцев - в органы Следственного комитета Российской Федерации для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Обязан ли работник писать заявление об увольнении по собственному желанию по понуждению работодателя, если на предприятии ведется сокращение численности работников?

Работник не обязан по принуждению работодателя писать заявление об увольнении по собственному желанию в случае сокращения штатной численности на предприятии, так как в федеральном законодательстве это не закреплено.

В данном случае увольнение работника по собственному желанию выгодно работодателю тем, что получится сэкономить на выплатах работникам, увольняющимся по сокращению штата.

Работник, не отработав полного года, взял отпуск на 28 календарных дней. Через два месяца после выхода из отпуска сотрудника уволили в связи с сокращением численности. Производится ли удержание из выходного пособия излишне выплаченной суммы отпускных?

Если работник увольняется до истечения рабочего года (11 месяцев), в счет которого ему был предоставлен отпуск, то сумму отпускных, приходящуюся на неотработанное время, нужно удержать из его заработной платы (ст. 137 ТК РФ).

Однако в ряде случаев среднюю заработную плату за неотработанные дни отпуска с сотрудника удержать нельзя. К таким случаям, в частности, относится и увольнение в связи с сокращением численности или штата работников. Таким образом, удержания из выходного пособия излишне выплаченной суммы отпускных не производится.

 Каким работникам установлены иные сроки предупреждения при сокращении численности или штата?

По общему правилу о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

Иные сроки предупреждения при сокращении численности или штата установлены:

1) для временных работников, заключивших трудовой договор на срок до 2 месяцев, - их необходимо предупредить не менее чем за три календарных дня (ч. 2 ст. 292 ТК РФ);

2) для сезонных работников - их необходимо предупредить не менее чем за семь календарных дней (ч. 2 ст. 296 ТК РФ);

3) существуют особенности сокращения работников в возрасте до 18 лет (чтобы уволить такого работника, в том числе и в связи с сокращением штата, необходимо получить согласие государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Какую заработную плату должен получать работник с момента предупреждения и в течение 2-х месяцев до увольнения по сокращению численности или штата работников?

С момента предупреждения и в течение 2-х месяцев вплоть до увольнения работника по сокращению численности или штата он продолжает работать на прежних условиях и получает зарплату (в том числе причитающиеся премии и другие выплаты), соответствующую его должности. Законодательством не предусмотрено каких-либо изменений условий работы в связи с проведением процедуры сокращения численности или штата.

В организации работникам предоставляют отпуск без сохранения заработной платы без согласия работников. Насколько это правомерно?

Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя.

Предоставление такого отпуска регулируется ст. 128 ТК РФ. Данный кратковременный отпуск может быть предоставлен работодателем индивидуально конкретному работнику по его добровольному желанию в случае его письменного заявления по семейным обстоятельствам или другим уважительным причинам на срок, который определяется по соглашению сторон (отдельным категориям работников работодатель обязан предоставить такой отпуск).

 В организации предполагается сокращение штата работников, но руководство в связи с этим предложило некоторым сотрудникам написать заявление об увольнении по собственному желанию. Следует ли им увольняться в добровольном порядке? В чем состоит разница в таком увольнении и увольнении по инициативе работодателя?

Если работник увольняется на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ (увольнение в связи с сокращением штата или численности работников), то есть по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, то в силу ст. 178 ТК РФ ему должно быть выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости населения и не был им трудоустроен.

При увольнении по собственному желанию выходное пособие работнику не выплачивается и средний месячный заработок за два последующих месяца на период трудоустройства не сохраняется.

Таким образом, если ожидается сокращение численности или штата работников, то организации выгоднее, чтобы работники уволились по собственному желанию. Работникам же, наоборот, выгоднее увольнение по инициативе администрации в связи с сокращением численности или штата.

 В соответствии с частью первой статьи 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации за увольняемым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Что это за исключительные случаи?

Решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения принимается в том случае, если у органа службы занятости населения отсутствует возможность предложить уволенному работнику подходящую работу.

Таким образом, в любом случае нетрудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок в течение третьего месяца, и каждый такой случай является исключительным.

 Работник предупрежден о предстоящем увольнении по сокращению численности. Срок предупреждения истекает 1 февраля. С 11 января ему предоставлен ежегодный отпуск. Может ли он быть уволен 1 февраля по сокращению численности в период нахождения его в ежегодном отпуске?

В соответствии со ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период нахождения в ежегодном отпуске, за исключением случаев ликвидации организации. Поэтому работодатель не вправе уволить работника в период нахождения в отпуске.

В каких случаях при увольнении работникам выплачивается выходное пособие?

В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:

отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы;

призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;

отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем; признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.

Какие вакансии, когда и сколько раз работодатель обязан предложить работнику при увольнении в связи с сокращением?

Работодатель обязан предлагать высвобождаемому работнику как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы. На это указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в части первой пункта 29 постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

В первый раз работодатель предлагает вакансии работнику в момент его письменного уведомления о предполагаемом сокращении, в последний раз - в последний рабочий день. Если в течение двух месяцев у работодателя появляются какие-либо вакансии, он обязан предложить их работнику по мере их появления. Но это должно быть предложение действительно вакантных мест, то есть таких, по которым нет заключенного трудового договора.

Какие выплаты предусмотрены работнику при увольнении по сокращению численности или штата, если он увольняется до срока истечения предупреждения об увольнении?

Все зависит от того, какое основание указано в документах на увольнение. Если работник до истечения срока предупреждения увольняется по собственному желанию, то никаких выплат в его пользу в этом случае не осуществляется. Работники, которые изъявили желание прекратить трудовые отношения до истечения срока предупреждения об увольнении, и в документах в качестве основания увольнения указано на сокращение численности (штата), вправе получить дополнительно к тем выплатам, которые названы в статье 178 Трудового кодекса РФ, компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (часть третья статьи 180 ТК).

Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц выплаченное увольняемому физическому лицу в связи с сокращением штата выходное пособие, средний заработок и компенсация за неиспользованный отпуск?

В соответствии со статьей 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Статьей 178 ТК РФ предусмотрено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части 1 статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

К доходам, не подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, отнесены компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. К такому законодательству относится и ТК РФ.

Таким образом, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) выплаты выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, а также выплата среднего месячного заработка, сохраненного за уволенным работником в установленном порядке в течение третьего месяца со дня увольнения.

Что же касается компенсации за неиспользованный отпуск, то пунктом 3 статьи 217 НК РФ она не отнесена к доходам, не подлежащим налогообложению, и поэтому облагается налогом на доходы физических лиц в установленном налоговым законодательством порядке.


ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН

В соответствии с п. 3 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве, а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере (согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации), в какой это необходимо для целей, прямо определенных указанной статьей Основного Закона Российской Федерации.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в настоящее время регулируются действующими в части Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила) (в ред. от 27.08.2012) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в ред. от 14.02.2015).

Названными правилами установлено, что исполнитель коммунальных услуг обязан обеспечить гражданам бесперебойное отопление жилого помещения в течение всего отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

При этом согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги, связанные с энерго-, тепло- и водоснабжением занимаемого им жилого помещения, соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, а также условиям договора.

Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлены требования к качеству коммунальных услуг. В отношении отопления предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг обязан обеспечить нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).

Правилами также установлено допустимое отключение отопления: допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.

Установлено также допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.

Кроме того, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки за сбой в подаче тепла, установленной законом РФ «О защите прав потребителей», а также специальным договором.

В случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг (под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения) исполнитель вправе после предупреждения (в письменной форме) и истечения срока для добровольной оплаты задолженности приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг.

Запрещается приостанавливать предоставление таких коммунальных услуг, как отопление, а в многоквартирных домах также холодного водоснабжения.

Исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Как защитить себя, если услуга оказана некачественно?

В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

Данный акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.

Как добиться качественных услуг?

В соответствии с п. 1 ст. 547 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 1 ст. 15 ГК РФ).

Общие основания возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения, и основания освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от ответственности определены ст. ст. 1095 - 1098 ГК РФ и ст. ст. 13, 14 Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с указанными нормами вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара либо исполнителем услуги независимо от их вины и того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Поскольку все требования, связанные с соответствующим возмещением вреда, носят имущественный характер, при их неудовлетворении в добровольном порядке спор может быть разрешен только судом (ст. 11 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.

Пунктом 1 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Иски в защиту прав и законных интересов граждан могут быть предъявлены в суд и прокурорами с учетом требований законодательства о полномочиях прокурора в гражданском процессе. Так, в соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обращается в суд в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

С жалобой на качество предоставляемых коммунальных услуг потребитель может обратиться непосредственно в организацию, предоставляющую данные услуги.

Исполнитель, предоставляющий коммунальные услуги, обязан: вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; информировать потребителя при обнаружении неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг.

Кроме того, согласно Положению о государственном жилищном надзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 (в ред. от 29.10.2014) "О государственном жилищном надзоре" уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный жилищный надзор. В Пензенской области таким органом является Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (Госжилстройтехинспекция Пензенской области).

Адрес Госжилстройтехинспекция Пензенской области: 440018, г. Пенза, ул. Некрасова, 24. Телефон: 8-(841-2)-94-13-91.

Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В связи с этим органы государственного жилищного надзора вправе в установленном законодательством РФ порядке проводить проверки выполнения обязательных требований, принимать предусмотренные законодательством меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений; представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях только судом (ст. 11 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Все вопросы