Вход на сайт
•   18.06.2018 09:00 Открыта горячая линия для выявления скрытых преступлений. Тел.: 32-90-39, 32-90-25   •   28.04.2018 17:43 Прокуратурой области принимаются заявки на участие во 2 этапе конкурса «Юный правозащитник» в МДЛ «Артек».   •   12.01.2018 09:00 Продолжает действовать "горячая линия" для сообщений о фактах незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Тел. 523-523   
Главная » Прокурор разъясняет

Обжалование нарушений прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование


Дата: 22.05.2015

 

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность и бесплатность.

Под общедоступностью понимается доступность образования вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Бесплатность образования заключается в возможности его получения без какой-либо оплаты предоставляемых образовательных услуг.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами при получении:

дошкольного,

начального общего,

основного общего и среднего общего образования,

среднего профессионального образования,

а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Правовые, организационные и экономические основы функционирования системы образования в Пензенской области, полномочия органов государственной власти Пензенской области в сфере образования определены Законом Пензенской области от 04.07.2013 № 2413-ЗПО «Об образовании в Пензенской области».

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в общеобразовательных организациях Пензенской области самостоятельно разработаны и утверждены образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов.

Как показывает практика, право детей на общедоступность дошкольного образования не всегда соблюдается. На сегодняшний день в Пензенской области значительное число детей дошкольного возраста состоят в очереди на поступление в дошкольную образовательную организацию. В связи со сложившейся ситуацией допускаются факты, когда в дошкольных образовательных организациях численность воспитанников превышает предельное допустимое количество. Отсутствие достаточного количества дошкольных образовательных учреждений способствует распространению коррупционных проявлений.

Предоставление платных дополнительных образовательных услуг осуществляется с согласия родителей.

Инфраструктура общеобразовательных организаций Пензенской области представлена в достаточном объеме. Но и здесь отмечаются отдельные проблемы.

Отказ администрации учебного заведения гражданам в приеме в то или иное учебное заведение, например, по причине отсутствия у них постоянной регистрации на территории района, для которого оно является ближайшим, возможен только в случае отсутствия там свободных мест.

Начальная школа сегодня представлена многообразием образовательных программ. В связи с этим при поступлении в 1-й класс ребенку могут предложить пройти тестирование (собеседование). Если это предлагается в рекомендательном порядке, то не является нарушением права на получение общедоступного бесплатного образования. Если же администрация будет настаивать на проведении тестирования и в случае несогласия родителей либо по результатам тестирования откажет в приеме ребенка, это будет противоречить требованиям закона.

Кроме того, как показывает практика прокурорского надзора, в некоторых случаях не соблюдается принцип бесплатности образования, что проявляется в принуждении родителей учащихся к внесению так называемых «вступительных взносов» при приеме детей в образовательные организации, добровольных пожертвований на различные нужды организации, в том числе финансируемые из бюджета, оказанию благотворительной помощи.

Зачастую такая помощь вопреки ст. ст. 1, 4, 5 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» носит принудительный характер. Родители оказывают образовательной организации помощь в виде денежных взносов, а также в виде имущества.

Пожертвование наиболее часто является скрытой формой поборов с родителей обучающихся. Следует иметь в виду, что родительские комитеты, собрания и другие органы не вправе принимать решения о сборе с родителей пожертвований. Пожертвование является личным и добровольным делом каждого.

Внесение денежных средств (пожертвований) должно осуществляться только добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательной организации. Это касается и родителей (законных представителей) обучающихся.

Образовательная организация и ее должностные лица несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников.

С 01.12.2009 действует статья 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций.

Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

По каждому факту нарушения прав и свобод несовершеннолетних необходимо обращаться в территориальные органы управления образованием либо в органы прокуратуры.


Все вопросы